Previous Entry Share Next Entry
Чем опасны куклы-страшилки для психики ребенка-2
Движение -- жизнь!
anita2016
В предыдущей статье мы затронули одну из злободневных насущных тем нашей действительности: Чем опасны куклы-страшилки для психики ребенка.
http://anita2016.livejournal.com/73600.html

Предлагаю продолжить разговор..

Куклы из серии «Монстер-Хай» и им подобные являются трансляторами, разрушающими духовность формирующейся личности, трансформируют реальную картину мира, заряжают дошкольников негативной энергетикой, уводя в потусторонний мир, окуная их в загробную жизнь, полную мрачных фантазий, страхов и сюрреализма.


Если сравнивать игрушки советской эпохи с «модными» сегодня, то стоит отметить, что в СССР игрушечное производство было направлено не столько на развлечение, сколько несло в себе функции обучения и социализации. А современные персонажи в представленной смысловой нагрузке совсем не подходят для развития полноценной личности юного гражданина России, так как в основном транслируют западные общественные стереотипы.

Например, в 50-70 годах в СССР массово выпускались куклы, моделями которых стали образцы людей разных специальностей и профессий: пограничники, врачи, шахтеры, суворовцы, летчики, рабочие, пожарные, нахимовцы. Все они, и куклы-мальчики, и куклы-девочки были одеты в соответствующие костюмы с дополнительными профессиональными атрибутами. А резиновые игрушки-куклы достоверно копировали ребят-сверстников: прически, платья, башмаки, пальто, шорты и пр.


Формировалась модель восприятия действительности не только через внешний облик игрушки, но через сенсорные ощущения: цвет, запах, прикосновение (качество материала). Используя игрушки в сюжетно-ролевых играх, ребенок условно проецирует все поведенческие характеристики куклы на себя: копирует голос персонажа из мульфильма, передает его эмоции, выполняет действия, соответственно герою или антигерою. В случае игр с куклами-страшилками дети эмоциально погружаются в фантастический мир, увиденный на экране, переставая контролировать собственное поведение, что затем отражается в нарушении сна, появлении фобий, психических расстройств, искажении картины мира и социализации.

Подчеркну, что раньше такие человеческие качества как жажда власти, наживы, богатства, обладания сверхсилы считались отрицательными. Ими писатели и мультипликаторы наделяли негативных персонажей. В настоящее время стремление к потребительству, распущенности, неестественной красоте, власти и обладанию того, чего нет у большинства пропагандируется как положительное качество в СМИ, а также посредством игрушек.

Ведь чем так понравилась маленьким девочкам Барби? Тем, что к ней прилагались дополнительные атрибуты «шикарной роскошной жизни»: кабриолеты, бижутерия, большие дома с дорогой мебелью, яхты, красивые бойфренды.
Отсюда и появилась цель жизни многих подростков – устроить прекрасную беззаботную жизнь с богатым спутником, которого при желании всегда можно сменить на более успешного и красивого.


«Через Барби, по мнению психологов, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику».(www.rususa.com «Барби портит девочек»).

Как утверждают специалисты, изучающие влияние игрушек и игр на детей, помимо социальной роли игрушки имеют важную педагогическую, психологическую и искусствоведческую функцию. Например, социологическое изучение игрушки они условно делят на два аспекта: «игрушка в обществе» (социологический аспект) и «общество в игрушке» (социолого-искусствоведческий аспект).

По словам известного игрушковеда Н.Д.Бартрама, «каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур… Каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху..».

Отечественный педагог-психолог Д.Б.Эльконин считал важным аспектом рассмотрение игрушки в качестве средства передачи общественного опыта (например, когда игрушки переходили из поколения в поколение). А не так как сейчас, без разбора игрушки покупаются в огромных количествах, а потом через короткое время, когда интерес к ним остывает, выбрасываются чемоданами.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что игрушки могут быть как полезны, так и вредны, а ряд современных даже опасны для психического и физического здоровья. Подлинные из них ставят перед собой высокую воспитательную задачу: развитие гуманности, сострадания, доброты, милосердия, нетерпимости к жестокости.

Если раньше советские игрушки лошадки, солдатики напоминали о подвигах бойцов, развивали чувство патриотизма, куклы в образе рабочих различных специальностей помогали выбрать профессию, приучали к труду (самодельные игрушки), то современные игрушки в основном показывают подросткам беззаботное будущее, где всё достижимо лёгким путём: кто богат – тот всегда прав и силен, кто красив – тот успешен.






Другими словами, игрушки способны взрастить в душе маленького ребенка зерна агрессивных, равнодушных «чудовищ-потребителей».

Поэтому здесь важны не только действия родителей по выбору «здоровых» игрушек для своих чад, работа педагогов и психологов по анализу и экспертизному заключению о вреде товара некоторых производителей игрушек, но и жесткая политика государства по запрету подобных, растлевающих, расчеловечивающих, деформирующих психику, детских игрушек.



  • 1
Куклы сами по себе делаются подчёркнуто яркими, чтобы никакого образа в сознании ребёнка не вызывать, даже т.н. "негативного". Не в том главная их опасность, что нечто плохое в образном плане станут вызывать, а в том, что всякая возможность перехода мышления ребёнка в образный план действий с такими игрушками полностью перекрывается. Почему так происходит? Потому что собственные образы, с которыми ребёнок мог бы сопоставить символическую-образную игрушку (и, соответственно этому, доработать, переделать эту игрушку под собственное представление о мире), они у дошкольника ещё очень неяркие, не насыщены деталями. И любой яркий воспринимаемый предмет легко захватывает внимание, не позволяя сосредоточиться именно в образном плане.

То же самое можно сказать и об аксессуарах. Их главная функция в том, чтобы оставить восприятие ребёнка на предметном уровне. Ребёнок, захваченный яркими предметами, вовсе не представляет себе за ними какую-либо воображаемую, пусть даже не совсем хорошую ситуацию. Он действует этими предметами как реальными. Только очень маленькими. Но и как бытовые предметы они полностью не функциональны, ими ничего сделать нельзя по-настоящему. То есть, ребёнок занимается при этом не просто псевдо-игровой деятельностью (то есть имитацией для наблюдающих со стороны взрослых, что он якобы играет), но именно неполноценной деятельностью предметного характера - псевдо-предметной деятельностью. И эта псевдо-предметная деятельность, которой взрослые на самом деле заменяют ту его реальную деятельность в быту, к которой он стремится, станет в будущем основой его представлений о мире.

Поэтому, всё и гораздо сложнее. И в то же время гораздо проще: у ребёнка в итоге разрушена полноценная бытовая деятельность, полноценная деятельность в реальной действительности отсутствует; вместо неё ему даётся искусственный предметный яркий игрушечный "мир", этот мир игрушек входит в образный план вместо реального мира и подменяет собою картину реального мира.

Edited at 2016-10-02 07:11 am (UTC)

да, вы во многом правы. И именно здесь важна роль родителей, чтобы реальная картина мира не искажалась в восприятии ребенка, родители должны быть рядом (а не просто быть наблюдателями "со стороны" или еще хуже - купил игрушку и отстранился - играй один), играть вместе с детьми, умело направляя и отвечая на возникающие по ходу игры вопросы.

Хорошо. Но давайте тогда уточним.

Игра по определению - самостоятельная детская творческая деятельность, по времени длящаяся до 8 недель (потом переходит на новый этап развития; и этих этапов довольно много). Поэтому, играть с детьми взрослому нет необходимости. Ему нужно создать условия для игры, постоянный детский коллектив сверстников.

Роль самого взрослого в символической детской деятельности (это не только игра, но и рисование, лепка, речь, танец, пантомима...) уже совсем другая, она не совпадает с тем, что происходит в бытовой совместной деятельности взрослых и детей. Игру нужно специально изучать, чтобы понять, каким образом она зарождается и развивается. Те исследования, которые были сделаны в советские времена и закончились фактически монографией Д.Б.Эльконина об игре, они были по сути только началом работы в данном направлении. Это очень интересная тема.

"А резиновые игрушки-куклы достоверно копировали ребят-сверстников"
У сейчасных РЕЗИНОВЫХ кукол-"игрушек" другой формат и целевое назначение...;)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account