Previous Entry Share Next Entry
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ОБУЧЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ
Движение -- жизнь!
anita2016


Сейчас в России получило широкое распространение обучение по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны.

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» (детские сады или посещающие вместе с детьми развивающие центры), имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки внедренной в России западной системы.


[ДАЛЕЕ ПОДРОБНО]Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей - это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические.



Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.



Сейчас в 68 регионах России более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где работают подобные группы. В 1997 году в Росси была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии - 40% и др. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет.

http://deti.mixik.ru/1153-plyusy-i-minusy-metodiki-marii-montessori.html

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие "свободное воспитание", в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии.

«Как красиво звучит!» - подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика.

Разберем основные «минусы» данной системы:

1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.
В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, и на учителей учащиеся смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому, педагог-наблюдатель, педагог-помощник, не имеет должного уважения у детей.

2) М.Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка, считая игру деятельностью оторванной от реальной жизни, и заменяла её практической деятельностью: с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличие ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении, несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом. По большей части они работают индивидуально.
Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т.е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, не уделяя внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее, и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.

http://doshkolyonok.ru/plyusyi-i-minusyi-metodiki-marii-montessori-kritika-okonchanie

3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М.Монтессори не использовала в своей работе сказки, также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов.

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло. Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в это смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Поэтому для чего вообще пишется и читается художественная литература: учит сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым!

4) М.Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол и пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности, рисование.

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса... Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью…».
Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что, ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка.
Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т.п. - малыш фантазирует. В результате, «обычный» ребенок – развивается; нуждающийся в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а это лучше избегать.

5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М.Монтессори оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей также педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – отвлеченность от социальной реальности. К тому же, некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа).

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.
Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты "закутке" с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

http://www.mamainfo.ru/articles/2.137

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).
Специалисты, исследовавшие деятельность М.Монтессори, говорят, что у детей отмечалась задержка социального развития.

ВЫВОД: Неприемлемо использовать метод М.Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странная. Это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской…

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. С тех пор методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи.



  • 1
Внедрять такие методики могут только люди, не уважающие свои традиции.

Думаю, что именно такая протестантская культура и повлияла на выработку такого подхода к воспитанию. Чувствуется упор на логику и логическое мышление. НО проведения логических операций необходимо сначала развить понятийное мышление, а здесь мы получаем телегу впереди лошади.

Понятийное мышление у детей 2,5-3х лет, очень интересно...

Не передергивайте - понятийное мышление формируется только в школе. А у некоторых вообще не формируется.

Монтессори педагогика это по большей части 0-3 и 3-6 лет. Здесь нет понятийного мышления, однако активно вводятся понятия в виде такого простого и банального, но эффективного техступенчатого урока. А в школе 6-12 уже заданы поняти, и можно задаться вопросом не просто, что солнце - это звезда, а какие звезды еще бывают, а почему она светится и теплая, а на сколько она теплая...

уровень интеллекта и образования в США из года в год падает. Все эти попытки учить только тому, что интересно и понятно до добра не доводит. Молодежь не имеет элементарных знаний.
Я, учавствуя в тестировании кандидатов на позиции программиста (в США), убедился - теорему пифагора знает менее 10% людей с высшим образованием. Физика у них просто на нуле. Все позиции в хайтеке сейчас занимают индусы и китайцы. Коренные жители исчезают из этих областей. Побеждают те, у кого в стране заставляют учиться силой и скучно. Вот такое монтессори..

Edited at 2015-06-15 12:08 am (UTC)

Монтессори пришло из Европы, в Америке своя школа монтессори, который больше 50 лет и метод не утратил своей популярности. Надо отметить, что, например, Брин учился в монтессори-школе, Клуни (и это только те, кто первым пришел на ум). При чем здесь сша, если методика международная?

На мой взгляд, в этой методике, изобретенной сто лет назад, нет того, что отвечало бы полноценному развитию ребенка, его социализации. Не случайно от нее отказались еще в советское время. Россия богата своей педагогической школой: Новиков, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Амонашвили и др. Для чего вытащили сейчас то, что не отвечает нашим традициям коллективизма? Дети лишь адаптированы к окружающей среде, но при этом хуже развиты творчески и даже отстают в развитии.

И в дополнение. В начале тридцатых выходит постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» («педологические извращения» – таким хлестким выражением припечатано некритически заимствуемое с Запада экспериментаторство над школьниками как подопытными кроликами тогдашних «педагогов-новаторов»). Тогда удалось избавиться от навязчивых монтессори и пр., а нынче нет. Такие вот горькие размышления о современной российской педагогике. Кидаемся в крайности, не знаем, то ли "поморят" растить, то ли "монтессорят".

Edited at 2015-06-15 09:09 am (UTC)

а в чистом виде и не надо, ни к чему такой уж догматизм. но сама по себе методика ничуть не хуже прочих, для детей определенного склада (необязательно больных или проблемных) подходит лучше обычной садовской традиции устраивать чехарду из коротеньких занятий, на каждое из которых ребенок толком даже не сосредоточился, а оно уже и кончилось, бессмысленных антиэстетических однообразных поделок, двух притопов трех прихлопов и хождения строем даже на горшок. только не надо, пожалуйста, басен про развитие творческих способностей в обычных садах. какое может быть творчество по свистку, по шаблону, и с лимитом 15 минут на все про все? это просто заполнение времени в камере массового хранения детей, чтоб не дурили от скуки, пока их родители вкалывают. дети разные, по-разному развиваются, и запросы у них тоже разные. в том, чтобы давать ребенку свободу выбора занятия и не лезть к нему поминутно со своими ценными указаниями, нет вообще никакой проблемы для адекватного взрослого, не трясущегося над своим авторитетом. в общем, системы разные нужны, и очень хорошо, что есть и такая.

Учусь на монтессори-педагога. Вы несете полную чушь.

Предметно, по сути можете раскрыть - что именно есть "чушь" в критике методики?

В чём по-Вашему основные достоинства и назначение методики Монтессори?
В чём видите её недостатки и ограничения?

Интересует именно Ваше мнение.Не цитаты из методичек.

Здесь подменили факты домыслами. А идеи ММ, описанные ею в ее книгах, собственным анализом.
Вы неверно раскрыли все 5 пунктов, в каждом есть фундаментальная ошибка. Начиная с уважения к педагогу... а почему собственно к педагогу? Уважать нужно не его, за то что он тут старше всех (а как мы знаем, не всем возраст добавляет ума), а каждого человека: в монтессори группе каждый уважает каждого - это социальная норма.
Монтессори недооценивала игру? А чем же у нее тогда занимаются дети в группе 0-3?
Не было игрушек? А в скольких монтессори-садах вы были? Или, если покрасить кубики в розовый и назвать из "материалом" они перестают быть кубиками?
Сказки - вообще мой любимый момент. Вы читали Андерсена. Напомню, что у него хорошо, если главный герой умер (в Италии со сказками все еще хуже было, да что там в Италии, отрубить голову кому-нибудь - нормальная вещь для отечественных сказок). Но проблема даже не в этом. У ребенка до 6 лет нет критического мышления, для него есть только один мир и он не отличает сказку от реальности. По сути вы его обманываете фантастичными историями, которые он в силу возраста воспринимает как данность, гораздо полезнее в этом возрасте читать истории, а не выдумки. А вот к 6 складывается то, что называется воображением (как понять - ребенок начинает делать что-то в уме), вот тут и нужны сказки, мифы и волшебство, как развитие воображения, которое уже есть. А чтение от письма - достаточно интересный подход - суть его в формировании понятийного чтения.
А социализация в монтессори группе очень важный момент, которому уделяется большое внимание. Дети в монтессори группе работают поодиночке пока им это необходимо, а когда у них появляется необходимость совместной работы (5+ лет) они начинают работать вместе, никто им не запрещает и в 3 года работать так, однако у детей в этом возрасте просто нет такой необходимости. Кроме того монтессори группа - это разновозрастная группа, что дает детям еще больший опят социального взаимодействия, делая группу - реальным обществом, а не сборищем людей, родившихся в один год.

И да, уж раз такой разговор в сам начале ошибка, не интересовалась Монтессори детьми со сложностями развития, ее просто поставили ими заниматься. И наблюдения натолкнули ее на многие интересные мысли.

Edited at 2015-06-15 09:48 pm (UTC)

Расскажите, а кто вам доказал, что дети не отличают сказку от реальности?
И кто вам самой-то доказал, что мотессори-сказка - это реальность? Вы выхолащиваете богатство внутреннего мира человека и уверены, что делаете благое дело.


Я ничего не раскрывал. Я - сторонний зритель. Мало что знающий о ММ. Мне интересны доводы за и против. Не эмоции в выражениях типа чушь, но аргументы. С фактами, т.е. результатами применения методики. Положительными и отрицательными.

>Уважать нужно не его, за то что он тут старше всех (а как мы знаем, не всем возраст добавляет ума), а каждого человека: в монтессори группе каждый уважает каждого - это социальная норма.
Уважение между детьми? Вы действительно верите, что нормальный дошкольник-пятилетка станет всегда и во всем считаться со сверстниками? (А считаться = уважать). Никогда не зажмет/отберёт игрушку или сладость? Поделится по первой просьбе?
Уважение к педагогу - это ещё и фактор безопасности детей в садике. Непоседу-гипертима логикой и увещеваниями с дерева не снимешь, пока ему не надоест.

Куклы для девочек и машинки с конструктором для мальчиков используются в монтиссори-группах?


>Сказки - вообще мой любимый момент. Вы читали Андерсена. Напомню, что у него хорошо, если главный герой умер (в Италии со сказками все еще хуже было, да что там в Италии, отрубить голову кому-нибудь - нормальная вещь для отечественных сказок). Но проблема даже не в этом. У ребенка до 6 лет нет критического мышления, для него есть только один мир и он не отличает сказку от реальности.

Вы видели нормальных взрослых, верящих в Деда Мороза? Я тоже нет. Тогда в чём проблема?


>Кроме того монтессори группа - это разновозрастная группа, что дает детям еще больший опят социального взаимодействия, делая группу - реальным обществом, а не сборищем людей, родившихся в один год.
Да? Ну и как быть со свободой старшего, который захотел обидеть младшего? Как обойдетесь без применения силы там, где слова не подействуют?

Достоинства и недостатки?
А какие достоинства и недостатки у Дьеныша, например?

Недостатки: большие первоначальные вложения в материал и подготовку педагогов.

Достоинства: ориентация на сензитивные периоды развития, охват всей жизни человека (не только математики и чтения, а еще и практической жизни), возможность для ребенка учиться в своем темпе, ритме, в области своих интересов (если говорить про школу, то если мне не интересна география, я могу изучить ее поверхностно, но много копаться в истории), изучение всего от общего к частному, чтобы была полная картина, а не как у нас в школе - куча зазубренных фактов, которые не собрались в единую систему, ну и конечно гениальные материалы, которые не только показывают умножение или четность 5летнему ребенку так, что оно понятно и естественно ложится в его картину мира, но и выглядят и на ощупь очень эстетичны.

>Недостатки: большие первоначальные вложения в материал и подготовку педагогов.

Это уход от ответа либо недостаточное владение вопросом. А ещё был вопрос про ограничения.

>Достоинства: ориентация на сензитивные периоды развития, охват всей жизни человека (не только математики и чтения, а еще и практической жизни), возможность для ребенка учиться в своем темпе, ритме, в области своих интересов (если говорить про школу, то если мне не интересна география, я могу изучить ее поверхностно, но много копаться в истории), изучение всего от общего к частному, чтобы была полная картина, а не как у нас в школе - куча зазубренных фактов, которые не собрались в единую систему, ну и конечно гениальные материалы, которые не только показывают умножение или четность 5летнему ребенку так, что оно понятно и естественно ложится в его картину мира, но и выглядят и на ощупь очень эстетичны.

Дифференциальное обучение звучит заманчиво, но что выходит на практике? Как быть, если ребёнок сейчас не хочет учить арифметику? Одно дело не учить в старших классах дурацкую историю или органическую химию, и другое - базисные предметы, без которых не освоить многих остальных.

По мне так это все: 3+, 5+, 6+ надуманно. У меня самой, помню, как малышка еще стоя в кроватке за оградкой, внимательно наблюдала, как старший ребенок рядом рисует за столиком. А могла бы у себя играть своими игрушками. Специально пододвигали его столик к кроватке. И позже всегда тянулась к братишке. Даже представить не могу, чтоб они не реагировали друг на друга, не играли.
А потом уже с внучкой. Года 3 было, если не меньше. Поставили для нее дома спектакль: "Зайкина избушка". Все роли - мы сами, родители, бабушки, дедушка, тетя. Просто нарисованные от руки маски на лицо надели. Она сначала сидела как завороженная, потом, когда спектакль кончился, пошла надела маску медведя и нам прочла: "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет". А тут утверждается, что у такого возраста воображения нет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account